1 декабря в Румынии состоятся выборы в Парламент этой страны. Парламент Румынии состоит из двух палат — Сената и Палаты депутатов. Тридцать одна политическая партия будет претендовать на 136 мандатов в Сенате и 50 партий, организаций и кандидатов — на 329 мандатов в Палате депутатов.
Одним из претендентов на мандат в Палате депутатов является Сильвиу Векслер, представляющий Федерацию еврейских общин Румынии (FEDROM). Сильвиу Векслер уже является депутатом и ныне действующего с 2016 года Парламента Румынии, представляя в главном законодательном органе страны ее еврейское население. Он кроме того исполняет функции председателя румынско-израильской парламентской «Группы друзей», а также был назначен правительством Румынии своим высоким представителем для координации борьбы с антисемитизмом, защиты памяти о Холокосте и развития еврейской жизни. Парламент Румынии принял закон «О предотвращении и борьбе с антисемитизмом» в 2018 году и закон «О создании Национального музея еврейской истории и Холокоста» в 2019 году, и оба законопроекта представил Векслер. Обязательный курс по изчению истории Холокоста был также внесен в школьную программу по его инициативе.
Но главная задача депутата Сильвиу Векслера в новом парламенте, как и в предыдущем, представлять интересы еврейского населения Румынии. И Румыния – далеко не единственная страна в мире, где в законодательном органе страны предусмотрены мандаты для депутатов, представляющих национальные меньшинства. Государств, в парламентах которых имеются квоты представительства национальных меньшинств, уже более 40. Особую группу среди них образуют государства, где такое представительство сформировалось конце XX – первые два десятилетия XXI вв. Это нашло отражение и в национальных конституционных реформах, и в изменении норм международного права. Помимо Румынии, это и такие страны как Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия, Венгрия, Казахстан и др.
Почему же произошла так называемая «революции меньшинств» в современных парламентах, что послужило основанием для формирования в современном парламентском праве новых институтов представительства национальных меньшинств? Юридическое понимание нации (заметим, любой нации, как титульной, так и меньшинств) как субъекта права, конструируемого системой публичного представительства в современных парламентах. Вызовами, которые спровоцировали ревизию классической доктрины парламентаризма, стали масштабы трудовой миграции и небывалой остроты межэтнические конфликты, с которыми столкнулись в современном мире.
Для Европы вызовом подобного рода стали этнические конфликты, последовавшие после распада Югославии. Ответом европейского права стали т.н. «Лундские» рекомендации» Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств по эффективному участию национальных меньшинств в общественно-политической жизни. Они были разработаны для органов власти общенационального, регионального и местного уровней и служили решению общей задачи: обеспечить участие меньшинств в осуществлении публичной власти и таким образом их интегрировать.
Среди основных рекомендованных в Лунде институтов и норм права были следующие: 1) квота представительства национальных меньшинств в парламенте; в парламентских комитетах; иные формы гарантированного участия в законодательном процессе; 2) квота участия национальных меньшинств в составе органов исполнительной и (или) судебной власти; 3) введение должностей по делам национальных меньшинств; 4) предоставление государственных услуг на языках меньшинств; и др. Помимо Лундских рекомендаций в перечень близких по задачам документов вошли и Варшавские рекомендации, способствующие участию национальных меньшинств в избирательном процессе. Они разъясняли порядок формирования избирательных округов, формирования политических партий и иных общественных объединений, снижения заградительного барьера в целях обеспечения участия национальных меньшинств в выборах и т.д. Были сформулированы и предложения о включении в состав избирательных администраций представителей меньшинств.
У Республики Молдова нет такой практики и в рамках мониторингов международных миссий возникает вопрос о пропорциональном представительстве во власти. С учетом существующих эффективных практик и международных рекомендаций для представителей этнических и религиозных меньшинств эффективное участие в процессе принятия решений является знаковым и должно быть предусмотрено различными механизмами, среди которых и представительство в законодательной и исполнительной власти.
https://www.osce.org/hcnm/lund-recommendations