20 января 2026

Семья Тумаркиных: забытые страницы истории

Семья Тумаркиных занимает особое место и в истории Кишинёва, и в еврейской истории края. Представители этой семьи внесли огромный вклад в банковское дело, развитие медицины и культуры города. Но спустя более чем столетие, наследие семьи Тумаркиных по-прежнему остаётся недостаточно изученным, а ведь из этой семьи вышло много талантливых врачей и ученых.

В 1880-е годы многочисленная семья Пальтиэля Моисеевича Тумаркина (?-1906) переселилась из города Дубровно, Могилевской губ., в Кишинёв. Тумаркины быстро заняли здесь заметное положение, они располагали и значительным капиталом, и высоким социальным статусом.

Архивные документы свидетельствуют о том, что в короткий срок Пальтиэль Тумаркин стал владельцем обширной недвижимости в центре города — в границах современных улиц Пушкина, Матеевича, Щусева, Бэнулеску-Бодони и Марии Чеботарь. Ему принадлежала также банковская контора на Александровской улице, напротив бульвара и Архиерейского дома.

Он активно участвовал в общественной жизни, состоял членом ряда городских организаций, включая Кредитное общество на улице Пушкина, 42. Пальтиэль Тумаркин занимался публицистикой на иврите и переводами с русского языка на иврит, был одним из первых переводчиков современной американской литературы на иврит.

Пальтиэль Тумаркин был женат дважды. В первом браке с Хиндой-Симой Боруховной родились трое детей — Яков, Моисей и Вера. После смерти Хинды-Симы он женился на Софии Герценштейн, в браке с которой родились Лазарь, Роза и Анна.

Тумаркины выделялись высоким уровнем культуры и образования. В семье разговаривали на иврите, немецком и английском. Пальтиэль Тумаркин и София Герценштейн уделяли большое внимание образованию детей, занимались благотворительностью и меценатством, оказывали помощь приютам и больницам,

Все дети, за исключением Розы, которая была больна с рождения, получили превосходное домашнее образование. Также они с отличием, с золотой медалью, окончили наиболее престижные в Кишинёве – Первые Мужскую и Женскую гимназии, продолжили обучение в ведущих университетах Европы: в Берне, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве.

Старший сын, Яков Тумаркин, после окончания Реальной школы в Кишинёве поступил в Бернский университет, где специализировался по математике и философии. После его окончания уехал в Берлин для продолжения образования, и к сожалению, сведения о его дальнейшей жизни отсутствуют. Известно, что именно Яков способствовал тому, чтобы его сводная сестра Анна также обучалась в Бернском университете.

Моисей Тумаркин, подобно своему отцу, стал известным предпринимателем в Кишинёве, был купцом I гильдии. Вместе с супругой он состоял в различных благотворительных обществах. Был женат на Марии Григорьевне Шалице и имел троих детей: Александра, Надежду и Веру (в замужестве Константиновская). Все трое получили высшее образование. Из этой ветви семьи Тумаркиных вышли личности, занявшие достойное место в международной науке.

В качестве примера такой личности можно привести американского историка Нину Тумаркин, правнучку Моисея Тумаркина. Родилась в 1945 г. в США в семье иммигрантов. Построила впечатляющую научную карьеру. Она является деканом факультета истории и профессором в колледже Веллсли, исследователем Центра Дэвиса при Гарвардском университете. Нина Тумаркин была советником президента Рональда Рейгана и консультантом ключевых государственных деятелей перед встречей с Михаилом Горбачёвым в 1985 г. Её монография The Living and the Dead (1983) получила широкое международное признание. В настоящее время она изучает современную политику России и вопросы авторитаризма, культа личности и российского империализма.

Вера Тумаркина (в замужестве Орлова) (1862/1867–1899) — после окончания обучения в Санкт-Петербурге была принята на работу в качестве врача-отоларинголога в Санкт-Петербургский консерваторий, где дружила с известными русскими композиторами: Антоном Рубинштейном, Глебом Успенским, Михайловским и другими. Ее старший сын, Юрий Александрович Орлов (1893-1966), был членом Академии наук СССР, основателем (с 1939 г.) и заведующим кафедрой палеонтологии геологического факультета Московского государственного университета с 1943 по 1966 год. Ознакомимся более подробно с некоторыми членами семьи Тумаркиных, которые происходят от второго брака Пальтиэля с Софией Герценштейн.

Анна Тумаркина — первая женщина доктор философии в Европе

Анна Тумаркина вошла в историю мировой науки как первая женщина профессор философии, которая получила абсолютно равные права с профессорами-мужчинами, в том числе право принимать экзамены на получение докторской степени и рецензировать диссертации.

Анна родилась еще до приезда семьи Тумаркиных в Кишинев в 1875 г. в Дубровно. В 1892 г. она поступила в Бернский университет на факультет философии, германистики и истории. В июле 1895 г., когда ей был всего 21 год, защитила диссертацию по теме: “Herder und Kant”. После этого уехала в Берлинский университет, где проходила специализацию у ведущих профессоров в области эстетики, но в 1898 г., возвращается в Берн, и в 23 года становится первым доцентом философии в Европе. В 1905 она получает право и на получение гонорара доцента. В 1906 Анне Тумаркиной присуждается звание титулярного профессора Бернского университета, а в 1909 получает звание экстраординарного профессора. Это событие вызвало огромный резонанс в научной среде Европы. В 1910 г. Анна, единственная женщина среди 30 претендентов – мужчин, приняла участие в конкурсе на замещение вакантной должности заведующего кафедрой философии Бернского университета, но такую конкуренцию ей выдержать не удалось.

В последующие десятилетия она по-прежнему преподавала в Бернском университете, занималась исследованиями в области истории философии и эстетики, опубликовав десятки научных статей и серию монументальных монографических трудов по философии, теоретической психологии, эстетике и культурологии, историческому анализу: «Ассоциативный принцип в истории эстетики» (1899), «Романтическое мировоззрение» (1920), «Введение к научной психологии» (1923), «Методы психологического исследования» (1929) и др. В 1938 году Анне Тумаркиной была присуждена почетная премия Теодора Кохера, а в 1943 году, обремененная тяжелой болезнью, она по собственному желанию оставила кафедру и вышла на пенсию. Помимо научной деятельности, Анна Тумаркина уделяла особое внимание феминистическому движению, активно публиковала статьи в «Женской газете Берна» на тему неравноправия полов, невозможности самореализации женщин, эксплуатации женского труда и т.д.  Она смогла побывать в Кишиневе только 2 раза – в 1927 и 1937 годах. Скончалась Анна Тумаркина 7 августа 1951 года, на 77-м году жизни, в лютеранском доме сестер милосердия в городке Гюмлиген, недалеко от Берна. Незадолго до смерти увидел свет капитальный труд, подытоживший 60-летний научный путь ученого, — «Сущность и становление швейцарской философии» (1948).

Научные труды и преподавательская деятельность Анны Тумаркиной оказали влияние на философов Людвига Штайна, Генриха Барта, Вальтера Беньямина, Густава-Эмиль Мюсслера и др.

16 февраля 2000 года, в день рождения Анны Тумаркиной, одна из улиц, прилегающих к главному корпусу Бернского университета, получила название в ее честь – Tumarkinweg. В Бернском университете в память о философе была организована научная программа ANNA.

К сожалению, в Кишиневе — родном городе Анны Тумаркиной, ее имя преданно забвению. Нет мемориальной доски ни на стенах лицея, где она училась, ни в родном родительском доме…

Путь к забвению лежит через триумфальные ворота. (Дон-Аминадо)

Выдающаяся династия медиков Тумаркиных

Особенно яркий след семьи Тумаркиных проявился в истории медицины. Медицина Бессарабии с конца XIX века до начала 40-х годов XX столетия неразрывно связана с именем Лазаря Тумаркина, который проявил себя как один из наиболее прогрессивных врачей на рубеже XIX–XX веков.

Лазарь Тумаркин родился 6 ноября 1865 года в Гродно (Беларусь), еще до переезда семьи в Кишинев. После окончания гимназии в Кишиневе Лазарь Тумаркин получил медицинское образование в Московском университете. Оставаясь верным избранной профессии, он принял решение вернуться на родину, в Кишинёв и основать здесь собственную клинику.

С этой целью, при поддержке отца, Пальтиэля, в 1895 году было построено здание в центре Кишинёва на улице Пушкина, 11, а Лазарь Тумаркин стал основателем Гидротерапевтической клиники, оснащённой по тем временам самым современным медицинским оборудованием и обладавшей широкими лечебно-функциональными возможностями. В 1910 году он открыл в Кишинёве первый рентгеновский кабинет, что произвело сенсацию в медицинских кругах Бессарабии, а само событие получило широкий отклик в прессе. Однако стремление к совершенству не имело предела. В 1913 году Лазарь Павел Тумаркин открыл новую гидротерапевтическую клинику, где впервые в истории Кишинёва пациенты проходили лечение минеральными и радиогенными водами. Клиника носила название «Sanitas». Помимо бальнеологического и гидротерапевтического отделений, в клинике были открыты залы для лечебной гимнастики, а также амбулаторный кабинет для ингаляций с использованием радиогенных вод.

Одновременно Лазарь Тумаркин вел приемы в амбулатории Гербовецкой общины сестер милосердия Российского Общества Красного Креста и в амбулатории Бессарабского отдела Лиги борьбы с туберкулезом, где сотрудничал с известными врачами того времени Т. Чорба, Ю. Квятковской, Н. Крупенской и др.

За выдающуюся профессиональную и общественную деятельность он был удостоен звания почётного гражданина города Кишинёва. Помимо медицинской практики, Лазарь Тумаркин вёл активную общественную жизнь, являясь членом различных организаций, в том числе Городского кредитного общества.

Деятельность клиники «Sanitas» была приостановлена в период Первой мировой войны, когда медицинский центр был реквизирован у Тумаркина для нужд армии. Лишь в начале 1920-х годов Лазарь Тумаркин сумел вернуть клинику в свою собственность со всеми правами, восстановил здание и возобновил её деятельность. В 1923 году работа клиники была расширена за счёт открытия санатория для лечения внутренних и нервных заболеваний, включавшего как стационарное, так и амбулаторное отделение. В газетах вновь начали появляться рекламные объявления о «приёме доктора Лазаря Тумаркина, специалиста по внутренним и нервным заболеваниям… на пересечении улиц Николаевской, 123, и Пушкина».

Помимо деятельности в собственном медицинском центре, с 1924 года Лазарь Тумаркин фигурирует в списке врачей, работавших на открытой в это время в Кишинёве Станции скорой помощи. Одновременно он вел консультативный приём и в других лечебных учреждениях города, в том числе, в поликлинике на улице Александровской, 100.

Особое место в этой известной семье занимала супруга Лазаря Тумаркина — София Тумаркина (?-1938), которая, подобно своему мужу, проявила себя в активной общественной и благотворительной деятельности. Она состояла в совете попечителей приюта для «бедных и обездоленных горожан». Лазарь Тумаркин лишь на год с небольшим пережил свою жену, но точная дата его смерти неизвестна.

Оба их сына, Сергей и Дмитрий последовали примеру отца: оба стали врачами, продолжившими дело доктора Лазаря Тумаркина.

Дмитрий Лазаревич Тумаркин родился 6 февраля 1902 года в Кишинёве. В 1918 году закончил здесь Первую мужскую гимназию. В архивах сохранился его Аттестат зрелости, в котором написано: «Дан сей сыну врача потомственного почетного гражданина Дмитрию Лазареву Тумаркину, веро исповедания иудейского, в том, что он кончил полный восьми классный курс, с прилежанием к отличным успехам в науках, Педагогический Совет постановил наградить золотой медалью…».

В 1923 г. Дмитрий поступил в университет в Вене на медицинский факультет. В это же время был студентом медицины и его старший брат Сергей Тумаркин. Обучение медицине было дорогостоящим, и их отец Лазарь Тумаркин вынужден был продать часть своего недвижимого имущества. Успешно завершив обучение в 1929 году, Дмитрий Тумаркин получил диплом врача Венского университета.

В 1930-е годы Дмитрий Тумаркин проходил стажировки в Вене, в глазной клинике, и в Берне, в «клинике уха, горла и носа», где специализировался уже как отоларинголог. Богатый газетный материал кишиневских газет 30-х годов свидетельствует о том, что Дмитрий работал в клинике своего отца, Лазаря, вместе с братом Сергеем. Оба сына Лазаря, Сергей и Дмитрий, проживали с родителями в доме, где находилась и клиника Тумаркиных. С 1931 по 1940 гг. Дмитрий Тумаркин работал ординатором «в больнице Общества попечительства о слепых», но также практиковал в лечебнице отца вместе с родным братом.

Со второй половины 1939 г. сведения о последующей судьбе семьи Тумаркиных полностью исчезают. Есть скупое предложение в автобиографии Дмитрия о том, что он с 1940 по 1941 гг., то есть уже при Советской власти в Бессарабии, работал заведующим отделением и ординатором глазного отделения 1-й Кишиневской городской больницы». В автобиографии Дмитрия нет ни слова о семье, о брате, или о своей тете, профессоре Бернского университета, Анне Тумаркиной. Видимо, политические события 1940 года так отразились на жизни семьи Тумаркиных, что Дмитрий Лазаревич нигде не упоминал о родственниках, тем более родственниках за границей. Всю войну Дмитрий провел в эвакуации, работая по специальности – сначала в Буденновске, где заведовал отделением Эвакуационного госпиталя, затем в город Кермине Бухарской области Узбекистана. После окончания войны Дмитрий Тумаркин в Кишинев уже не вернулся, а в 1946 году был переведен «врачом окулистом в город Георгиевск Ставропольского края». В поликлинике Георгиевска Дмитрий Лазаревич работал врачом-окулистом до конца своей жизни. О семейной жизни Дмитрия известно, что, находясь в Буденновске с августа 1941 года, спустя всего 4 месяца, 10 декабря этого же года, он заключил брак с Калобек Евгенией Абрамовной, которая тоже была врачом. В браке она взяла фамилию Тумаркина. Своих детей у Дмитрия Лазаревича и Евгении Абрамовны не было, но они воспитали своего племянника – Артура Михайловича Термосесова.

Умер Дмитрий Лазаревич Тумаркин 26 июля 1956 года в возрасте всего 54 лет, от рака поджелудочной железы. Жена пережила его на 30 лет и умерла в 1986 году.

В заключении хотелось бы отметить, что представители семьи Тумаркиных, внесли огромный вклад в экономическую сферу Кишинева, развития медицины и культуры Бессарабии, мировой науки. Но еще остается много белых пятен в изучении их жизни, и долг нынешних и будущих исследователей продолжать изыскания, с тем чтобы Тумаркины справедливо заняли заслуженное ими место в нашей истории.

Лилия Заболотная, доктор хабилитат истории, ученый секретарь Национального музея истории Молдовы.